Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

          Под осанкой следует понимать привычное положение тела в состоянии покоя и движение. Если человек свободно, без особого напряжения держит прямо голову и корпус, а плечи его естественно опущены вниз и немного отведены назад, то мы говорим, что у этого человека правильная осанка. Такое положение тела он сохраняет не только тогда, когда стоит, но и когда ходит, сидит, работает.

          Осанка формируется в процессе роста, развития человека, во время обучения, трудовой деятельности и физических упражнений. Правильная осанка зависит от нас самих.

          Различают такие основные причины возникновения дефектов осанки:

1) недостаточное общее развитие мускулатуры ребенка;

2) неправильный общий режим жизни ребенка;

3) плохие условия для сна (неудобная, очень мягкая или очень твердая постель, короткая кровать);

4) несоответствие мебели росту ребенка;

5) неправильные позы и плохие привычки.

           Следует отучать детей от привычки стоять, опираясь на одну и ту же ногу. Часто во время рисования рисунков дети неправильно сидят за столом: опускают локоть одной руки, спину, свешивают в воздухе ноги или подкладывают одну ногу на сиденье стула. Такие позы искривляют плечевой пояс и таз, суживают грудную клетку. Если ребенок низко наклоняется над книгой или тетрадью, выполняя домашнее задания, следует проверить его зрение.

           Нельзя рассматривать рисунки и рисовать, лежа на боку. Это приводит к боковым искривлениям позвоночника и нарушению осанки.

           За образец для своей осанки мальчики должны брать воспитанников суворовских и нахимовских училищ, их хорошую выправку. Девочки могут наследовать осанку своих ровесниц -учениц балетных школ. Эти мальчики и девочки никогда не стоят с опущенной головой, согнутой спиной. Сидят они всегда правильно.

           Нарушение осанки обычно выявляются отклонениями от нормального прямого положения тела и его отдельных частей.

           Наиболее часто встречаем плохую привычку держать голову опущенной вниз, а плечи –сведенными вперед и ходить с ссутуленной спиной. Часто мы видим школьников с неровными плечами и крыловидными лопатками, края которых отстают от позвоночника и некрасиво выпираются наружу. У некоторых детей, особенно у девочек, значительно увеличен поясничный изгиб, что способствует выпячиванию живота. Если человеку, когда он стоит или ходит, удобно несколько согнутое положение ног, его походка становится похожей на старческую, ноги шаркают по полу, и нарушается осанка. Умение правильно держать свое тело не только определяет внешний вид, но имеет также большое значение для здоровья человека.

            Плохая осанка приводит к целому ряду серьезных изменений в организме и к ухудшению здоровья. Очень большой вред приносит привычка опускать одно плечо. Если своевременно не принять мер, искривляется позвоночник, возникает сутулость, кругло-вогнутая спина(кифоз) или боковое искривление позвоночника(сколиоз).  Нередко это является причиной образования реберного горба, деформации грудной клетки,  перекоса таза.

          Неправильная форма грудной клетки и таза изменяет положение внутренних органов: смещается сердце, сдавливаются легкие, опускаются желудок и кишечник. Вследствие этого нарушается кровообращение, дыхание становится поверхностным, неглубоким, снижается жизненная емкость легких, нарушается пищеварение, развивается склонность к запорам, ухудшается самочувствие, движения становятся вялыми, неуверенными.

             Осанка начинает формироваться с первого года жизни человека, поэтому большое значение имеет   правильный двигательный режим малыша. Он способствует развитию опорно-двигательного аппарата и особенно нервно-мышечной системы, благодаря которой голова и туловище удерживаются в прямом положении. Нежелательно носить малыша на руках (тем более на одной руке), очень рано садить его, ставить на ножки или учить ходить. Когда ребенок начинает самостоятельно двигаться (ходить, бегать, прыгать) родители и воспитатели в яслях и детских садах обязаны внимательно следить за тем,  чтобы он правильно развивался. Необходимо научить ребенка правильно сидеть и стоять, не опускать голову, не горбиться, не выпячивать живот, опираться равномерно на обе ноги. Особенно важно в этот период правильно организовать физическое воспитание ребенка.

               Дети школьного возраста большую часть дня находятся за партой в школе и за столом дома. Это может неблагоприятно сказаться на осанке ребенка, если не научить его правильно сидеть. Следует уделять особое внимание систематическим занятиям физкультурой и спортом, закаливанию свежим воздухом, водой и солнцем, добиваться строгого выполнения гигиенического режима. Он обязательно должен включать физические упражнения: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультминутки на уроках и во время выполнения домашних заданий. Кроме того, детям необходимо ежедневно гулять и играть на свежем воздухе. Они обязаны также принимать активное участие в работе школьных спортивных секций. Занятия физическими упражнениями и спортом, которые сочетаются с закаливанием, являются основным способом профилактики и лечения дефектов осанки, сколиозов и плоскостопии.  Особенно полезно заниматься детям плаванием, волейболом, ходить на лыжах.

            Правильное положение туловища проверяется так: пусть ребенок станет спиной к стене, плотно приставит к ней затылок, лопатки, ягодицы, голени и пятки, положив одну руку на шейный изгиб, а другую-на поясничный изгиб позвоночника. При нормальной осанке расстояние между этими изгибами и стеной будет равно приблизительно толщине ладони.

             Какое-то отклонение этой нормы свидетельствует о нарушении осанки.

            Для воспитания хорошей осанки следует в первую очередь приучать детей правильно стоять и ходить.  Необходимо воспитать у них привычку стоять так, чтобы равномерно опираться на обе ноги, всегда держать голову и туловище прямо, а плечи немного отвести назад. Такое положение необходимо сохранять и во время ходьбы. Нельзя наклонять туловище вперед или раскачивать его то в одну, то в другую сторону. Следует научить детей ходить ритмично, сгибая ноги в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, не волочить ноги по полу.  Грудь должна несколько выступать вперед, а живот должен быть подтянутым.  Желательно, чтобы дети до 5-го класса носили книги в ранце. Он укрепляет мышцы туловища и помогает формированию правильной осанки.  Дети постарше могут пользоваться портфелем, нося его то в одной, то в другой руке или под мышкой.

             Большое значение для школьника имеет правильное положение тела за столом или партой. Стул или сиденье парты должны иметь такую высоту, чтобы конец стола был 2-3 см выше уровня локтя руки, согнутой под прямым углом. Высота сиденья стула (скамьи, парты) должна соответствовать высоте бедра. При сидении голеностопный, коленный и тазобедренный суставы должны образовывать прямой углом. Расстояние между концом стола и грудной клеткой ученика, который сидит, должно быть 1-2 см.

             Сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на ягодицы, опираясь на спинку стула. Предплечья могут свободно и симметрично лежать на поверхности стола.  Надплечья нужно держать на одном уровне, голову чуть наклонить вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) должно быть 35 см. Тетрадь для писания должна лежать на столе под углом около 30градусов (угол образуется концом стола и нижним краем тетради). Нижний угол бумаги, на которой пишет или рисует ученик, должен быть направлен на середину груди. Левой рукой ученик поддерживает тетрадь и продвигает ее снизу-вверх. Передвигать тетрадь следует тогда, когда будет заполнена половина страницы. Если ноги ребенка не касаются пола, нужно подставлять под них подставку. Очень важно, чтобы во время чтения и письма освещение (естественное и искусственное) падало слева и хорошо освещало место работы. Настольная лампа должна иметь матовый абажур.  Мощность электрической лампочки должна быть не менее 60 вт.

          При чтении кисти рук поддерживают книгу, наклоненную по отношению к глазам под углом 15 градусов. Нельзя допускать, чтобы дети, сидя за столом, опирались на него грудью. Локоть не должен свисать вниз. Следите, чтобы туловище ученика не было повернуто боком с краю стола, а голова не наклонялась к плечу.

           Чтобы избежать нарушение осанки у детей, нужно особо следить за правильным положением тела во время сна.  Дети должны спать на ровном, не очень мягком матрасе с небольшой подушкой под головой.  Лучше приучать детей засыпать на спине с руками, положенными поверх одеяла. Здоровы дети могут засыпать и на боку, только не всегда на одном и том же. При этом нужно следить, чтобы ребенок не подтягивал ноги к животу, не скручивался «бубликом», не укрывался одеялом с головой. Кровать должна соответствовать росту ребенка. Время от времени нужно проверять, хорошо ли натянута сетка детской кровати, не ослабли ли пружина. Не рекомендуется спать детям на раскладных кроватях. Если не приходится ими пользоваться, то следите, чтобы матрас не прогибался.

            Для воспитания правильной осанки большое значение имеет одежда ребенка.  Она должна быть хорошо подогнана по фигуре и вместе с тем не стесняла движения и дыхания ребенка.  Каждая деталь в одежде должна быть застегнута на все пуговицы, а бретельки и подвязки для чулок должны быть одинакового размера. не очень длинные и не короткие.

              Правильное физическое воспитание, своевременное обращение родителей за консультацией к врачам помогут избегать нарушение осанки у детей- искривление позвоночника, образования горба.

             Родители! Следите за внешним видом ваших детей, уделяйте больше внимания их физическому развитию. Воспитывайте у них правильную осанку, которая является основой хорошего здоровья.

   Приблизительный комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики у детей с дефектами осанки.

1) И.П.-стоя, руки на поясе. Развести локти и свисти лопатки – вдох; вернуться в и.п.– выдох, 4-5 раз.

2) И.П.-стоя,  руки в стороны. Круговые движения руками назад. Дыхание произвольное, 8-10 раз.

3) И.П.-стоя, ноги врозь. Наклонить туловище вперед, держа спину ровно- выдох; вернуться в и.п. - вдох,4-5 раз.

4) И.П.-стоя, руки за спиной. Наклонить туловище влево, вправо, дыхание произвольное, 5-6 раз.

5) И.П.- стоя, с палкой в руках. Присесть, держа туловище прямо и вытянуть руки вперед-выдох, вернуться в и.п. – вдох, 4-5 раз.

6) И.П.-стоя, с палкой в руках. Поднять палку вперед - вверх-вдох; вернуться в и.п. – выдох, 4-5 раз.

7) И.П.-лёжа на спине, руки вдоль туловища. Попеременно поднимать ноги вверх, 3-4 раза.

8) И.П.-лёжа на спине, руки согнуты в локтях. Прогнуть грудную часть позвоночника, опираясь на таз, локти и затылок, 3-4 раза.

9) И.П.-лёжа на животе, руки на поясе. Разгибать туловище – вдох; вернуться в и.п.– выдох, 3-4 раза.

10) И.П.-стоя, руки на поясе. Подскоки с переходом на ходьбу (30 сек.-1 мин.).

11) И.П.-стоя, руки перед грудью. Развести руки в стороны – вдох; отвести руки – выдох,3-4 раза.