Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Интервью с главным врачом ГАУЗС «Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины», главным внештатным специалистом Департамента здравоохранения по спортивной медицине Татьяной Денисовой.

20 ноября Всемирный день ребенка. В этот день по всему миру дополнительно обращают внимание, что дети и подростки - самые уязвимые члены любого общества, что они нуждаются в нашей помощи, как в защите их прав, так и в создании условий для сохранения здоровья и формирования всесторонне развитой личности. Для детей проводят различные физкультурные и другие занимательные мероприятия с целью мотивировать на физическую активность, интерес к всестороннему развитию.

17 ноября Международный день отказа от курения. Целью Дня отказа от курения является активные действия по способствованию в снижении распространения вредной табачной зависимости. Особенно это актуально для несовершеннолетних, которые не осознают еще в полной мере вред курения. В этот день активно проводят разъяснительные мероприятия среди детей, наглядно показывают, какие интересные занятия они могут выбрать для себя, чтобы в дальнейшем расти и развиваться здоровым, активным и свободным от вредных привычек.

1. Как специалист, расскажите, как вырастить здоровое поколение?

Мы с детства помним пословицу — «береги платье снову, а здоровье смолоду». Ксожалению, год от года физическое здоровье детей, да и в целом нации, слабеет. Современные дети все меньше занимаются спортом, не понимают важность активного образа жизни, подвижных игр во дворе с товарищами. Увлечение фастфудом и полуфабрикатами приводит к гастритам, язвам, расстройству пищеварения. А это, в свою очередь, приводит к нарушению обмена веществ, ожирению, малоподвижном образу жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни. И с каждым годом ситуация только ухудшается.

Поэтому перед каждым ответственным родителем встает вопрос – как обезопасить своего ребенка от подобных проблем?

Одной волшебной таблеткой, конечно, тут не обойтись. Но в наших силах привить и поддерживать в ребенке стремление к активности, инициативности, занятиям спортом. Нужно рассказывать, какой интересной жизнью можно жить, сколько активных увлечений освоить. И наоборот - показать, к чему может привести лень, чрезмерное увлечение компьютером и гаджетами, курение, употребление наркотиков. Важно пробудить в них здоровый дух и интерес к здоровой во всех смыслах жизни!

2. Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта у детей – как молодёжи не попасть на «крючок» вредных привычек, таких как табакокурение, употребление алкоголя и иных?

Если верить психологам, обзавестись дурным навыком намного проще, чем хорошим. Если хорошие появляются в нашей жизни благодаря труду и работе над собой, то причины возникновения вредных привычек - наши пороки, соблазны и безделье.

Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно.

Младшие школьники очень внимательны и склонны к подражанию, копированию действий и поступков взрослых, причем как положительных так и отрицательных. Одни из этих поступков уже прочно вошли в привычку, а другие носят пока еще единичных характер. В самом процессе курения наиболее ярко проявляется стремление подражать взрослым и чувствовать себя взрослым. В процессе курения реализуется стремление подростков к группированию. В результате курения незаметно возникает привычка к табаку, к никотину. Подростки, в силу того, что мало заботятся о своем здоровье, не могут оценить всю тяжесть последствий от курения.

Что нужно делать, чтобы ребёнок не променял свою реальную интересную жизнь на существование, зависимое от вредных привычек? Прежде всего, здесь важен личный пример: что видит ребенок с детства, как относятся к курению, спиртному его родители, ваши ближайшие родственники, друзья семьи, как проводится свободное время?

Избавиться от серьезных увлечений довольно сложно, если человек уже зависим от этого, но все же можно. Самое главное захотеть этого. Необходимо переориентировать интересы ребенка. Возможно на первых этапах совершать какието совместные интересные походы, находить совместные увлечения, таким образом переориентируя ребенка на позитивное времяпровождение, на общение с увлеченными интересным делом или спортом другими детьми. Таким образом будет происходить положительное подкрепление положительных привычек.

3. Как действует курение на подростков?

Курение отрицательно влияет на растущий детский организм и может приводить к нарушениям в развитии органов и систем и их функций.

Серьезным последствием вредных привычек может стать нанесение вреда не только себе, но и другим людям. Вещества, которые входят в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек курил сам.

У лиц, занимающихся спортом, курение приводит к быстрой утомляемости, снижению переносимости физических нагрузок, плохому восстановлению после них. Курящий спортсмен навряд ли сможет показать серьезные спортивные достижения.

4. Расскажите о важности физической активности для здоровья, а также умственной и физической работоспособности для детей младшего, среднего и старшего возраста.

Физическая активность детей и подростков благоприятно отражается на состоянии физического здоровья, состоянии костной системы и мышечного корсета, сохраняет нормальное артериальное давление, поддерживает нормальный обмен веществ, содержание глюкозы крови, препятствует ожирению. Регулярные занятия спортом способствуют формированию правильного режима дня, адекватному распределению времени, в результате чего ребенок успевает выполнять домашние дела и школьные задания, повышается успеваемость, уменьшается возможность появления симптомов депрессии и тяги к вредным привычкам.

Важно понимать, что небольшая физическая активность лучше, чем ее полное отсутствие! Небольшая физическая активность пойдет на пользу здоровью ребенка.

Детям и подросткам следует начинать с небольших физических нагрузок и со временем постепенно повышать их регулярность, интенсивность и продолжительность. Важно предоставить детям и подросткам безопасные и доступые возможности, а также поощрять их к участию в различных занятиях физически активной деятельностью, которые доставляли бы удовольствие, были бы разнообразными и соответствовали бы их возрасту и способностям.

5. Что нужно иметь в виду родителям, которые отдают детей в спортивные школы?

Родители, которые занимаются с ребенком, уделяют его развитию много времени, делают замечательное дело и ребенок, когда вырастет, точно будет им благодарен за свое здоровье и физическое развитие.

Но нужно помнить, что занятия спортом – это уже значительные физические нагрузки, иногда на пределе возможностей, чтобы добиться результата. Следить за состоянием здоровья необходимо на всех этапах спортивной подготовки, а по сути, еще раньше. Для контроля за состоянием здоровья несовершеннолетних предусмотрены ежегодные профосмотры и диспансеризация. Это позволяет оценить динамику физического развития, соответствие его возрасту, а также на ранних сроках выявить наличие заболевания. Ответственность за соблюдение права ребенка на охрану здоровья лежит на родителях. И когда родители не проходят с ребенком профосмотры или отказываются от них, это показатель безответственного отношения к своему ребенку. У нас есть случаи, к счастью, единичные, когда мы уже в дошкольном и младшем школьном возрасте выявляем врожденные заболевания, которые являются противопоказанием к занятиям спортом и требуют индивидуального подхода к физическим нагрузкам, и обязательного диспансерного наблюдения у врача педиатра.

Когда родители или сам ребенок принимают решение о поступлении в спортивную секцию для занятий спортом, обязательно необходимо посетить педиатра и по результатам профосмотра получить заключение о группе здоровья и группе для занятий физической культурой. При наличии этого заключения ребенок может быть зачислен в спортивную секцию. В случае, если у ребенка не 1-2 группа здоровья и не основная группа для занятий физической культурой, а также, если вид спорта относится к видам спорта с повышенными нагрузками, ребенок направляется на медицинский осмотр в Центр лечебной физкультуры для проведения уже специального тестирования на переносимость физических нагрузок и получения допуска к занятиям спортом. В последующем, если ребенок продолжает заниматься спортом, ежегодные профилактические медицинские осмотры в поликлинике по месту жительства с определением группы здоровья и группы для занятий физической культурой также являются обязательными, а медицинские обследования в Центре лечебной физкультуры и спортивной медицины с получением допуска к занятиям спортом проводятся 1 или 2 раза в год в зависимости от уровня спортивной подготовки, от которого также зависит и объем обследования (т.е. какие врачи специалисты смотрят спортсмена и какое обследование проводится).

Особо хочется остановиться на лицах, желающих заниматься спортом и имеющих ограниченные возможности здоровья. У нас под постоянным наблюдением находятся 144 спортсмена категории инваспорт. Это спортсмены с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, слабослышащие, слабовидящие и с интеллектуальными нарушениями. Есть спортсмены, которые находясь постоянно под наблюдением своего лечащего врача по заболеванию и под контролем врача по спортивной медицине, уже несколько лет занимаются спортом и достигают очень высоких результатов даже на мировом уровне. Если лечащий врач рекомендует физическую активность и не видит противопоказаний к занятиям спортом, то в первую очередь необходимо обратиться в организацию, которая называется инваспорт и с тренером обсудить наличие возможности заниматься конкретным видом спорта. Если все вопросы решены положительно, то в дальнейшем тренер даст направление в Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины на медицинский осмотр для получения допуска к занятиям спортом. Врачу по спортивной медицине необходимо представить документы по основному заболеванию, чтобы по состоянию здоровья оценить возможность заниматься выбранным видом спорта и определить уровень физических нагрузок.

6. Чем раньше ребенок начнет занятия в спортивной секции, тем больше шанс, что он станет хорошим спортсменом?

Это утверждение не всегда соответствует действительности. По каждому виду спорта существуют стандарты спортивной подготовки, где, в том числе, устанавливается минимальный возраст, с которого ребенок может быть принят в спортивную секцию для подготовки по данному виду спорта. В любом возрасте спортивная подготовка начинается со спортивно-оздоровительного этапа, когда ребенок проявляет свои физические возможности и способности в выбранном виде спорта. При достижении определенных спортивных результатов и выполнении установленных спортивных нормативов начинающего спортсмена переводят на более высокие уровни спортивной подготовки – начальный, тренировочный и так далее. Есть дети, которым легче даются спортивные физические нагрузки, есть те, кто добивается результатов упорным трудом. Но, в любом случае, если тренер видит серьезную работу спортсмена на тренировках, он всегда будет помогать развивать мастерство и спортивные результаты. И в этой непростой работе спортсмена и тренера, порой на пределе физических возможностей, неоценимую роль играет врач по спортивной медицине, который сопровождает спортсмена на всем пути спортивной подготовки. Это и ежегодные медицинские осмотры с оценкой состояния здоровья и переносимости физических нагрузок с оформлением допуска к тренировкам и соревнованиям, так и врачебно-педагогические наблюдения во время тренировок с корректировкой нагрузок в случае необходимости. А также, конечно, и восстановление физической и спортивной формы после заболеваний и травм спортсмена.

С целью максимального приобщения детей к физической активности, а также дальнейшего привлечения в спорт набирают популярность спортивные секции, в которых занимаются с детьми с 4-5 летнего возраста. Физические нагрузки, безусловно, соответствуют возрастным возможностям детей. Это позволяет с раннего возраста закрепить мотивацию на активный образ жизни, интерес к спорту. У таких детей формируется приоритет положительных привычек на здоровый образ жизни, чем к вредным.